Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://ena.lp.edu.ua:8080/handle/ntb/6034
Назва: Підвищення ефективності фрикційного зміцнення деталей машин
Інші назви: The increase of efficiency of the friction hardening of machines details
Повышение эффективности фрикционного упрочнения деталей машин
Автори: Гурей, Тетяна Андріївна
Бібліографічний опис: Гурей Т. А. Підвищення ефективності фрикційного зміцнення деталей машин : автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук : 05.02.08 – технологія машинобудування / Тетяна Андріївна Гурей ; Національний університет "Львівська політехніка". – Львів, 2010. – 20 с. – Бібліографія: с. 19–20 (12 назв).
Дата публікації: 2010
Видавництво: Національний університет "Львівська політехніка"
Теми: поверхностное упрочнение
упрочненный слой
високоскоростное трение
количество теплоты
качество поверхности
surface hardening
strengthened layer
high-speed friction
amount of warmth
quality of surface
поверхневе зміцнення
зміцнений шар
високошвидкісне тертя
кількість теплоти
якість поверхні
Короткий огляд (реферат): Дисертація присвячена питанням покращання якості оброблених поверхонь та зниженню енергоміскості технологічного процесу фрикційного зміцнення деталей машин. Вперше запропоновано використовувати інструмент для фрикційного зміцнення деталей машин з нарізаними нахиленими різнонапрямленими пазами на його робочій частині для збільшення зсувного деформування зони контакту інструмент-деталь. Розроблені математичні моделі для визначення сили взаємодії у зоні контакту інструмент-деталь, осадки металу та товщини зміцненого шару. Експериментально досліджено розподіл теплоти в зоні контакту інструмент-деталь під час фрикційного зміцнення плоских поверхонь. Досліджено вплив параметрів фрикційного зміцнення на формування зміцненого шару, його товщину і твердість, величину залишкових напружень. Висвітлено технологічні особливості утворення мікрогеометрії обробленої поверхні після фрикційного зміцнення та її вплив на зносостійкість при терті без мащення. Розроблено і впроваджено у виробництво технологічні процеси поверхневого зміцнення деталей машин.Dissertation is devoted to the questions of quality improvement of the finished surfaces and the decline the power-intensity of technological process of the friction hardening of machine details. The work suggests the usage of the instrument for the friction hardening of machine details with the cut slots inclined in different direction on the working body for the increase shearing strain in the area of the contact between the instrument and the detail for the first time. For determination of the force of the co-operation in the area of contact instrument-element, metal upsetting and thickness of the strengthened layer mathematical models were developed. The heat shearing in the area of contact between the instrument and the detail on flat surfaces with the friction hardening was experimentally probed. The influence of parameters of the friction hardening on forming of the strengthened layer, thickness, hardness and residual stress was researched. The technological characteristics of formation of micro-geometry of the finished surface after friction hardening and its influence for the wear resistance by the dry friction were outlined. The technological processes of the superficial strengthening of machine details were developed and implemented. В диссертационной работе дано развитие актуальной научно-технической задачи заключающейся в повышении эксплуатационных свойств деталей машин путем формирования заданых параметров качества поверхностей на основании совершенствования технологии фрикционного упрочнения. Эффективность фрикционного упрочнения деталей машин повышается путем целенаправленного изменения рабочей поверхности инструмента-диска и необходимыми режимами обработки. Впервые для фрикционного упрочнения используется инструмент с нарезанными на его рабочей части наклонными направленными в разные стороны пазами, применение которого увеливает сдвиговое дефомирование поверхностного слоя обрабатываемой детали. Разработаны математические модели, используя многофакторный эксперимент, для определения составляющих Px, Py, Pz силы взаимодействия в зоне контакта инструмент-деталь, величины усадки металла и толщины упрочненного слоя с целью оптимизации условий упрочнения. Экспериментально определены составляющие Px, Py, Pz силы взаимодействия в зоне контакта инструмент-деталь, величины усадки металла и толщины упрочненного слоя в зависимости от режимов обработки при фрикционном упрочнении инструментом с наклонными направленными в разные стороны пазами, с поперечными пазами на его рабочей поверхности и с гладкой рабочей поверхностью. Впервые экспериментально установлено распределение количества теплоты, образованной в зоне контакта инструмент-деталь. Изучено влияние формы рабочей поверхности инструмента, режимов фрикционного упрочнения на параметры качества и точность обработанной поверхности, толщину упрочненного слоя, знак и величину остаточных напряжений. Экспериментальные исследования показали, что использовании инструмента с наклонными направленными в разные стороны пазами уменьшается не только шорсткость, но и волнистость обработанной поверхнести. Проведены экспериментальные исследования влияния качества упрочненных поверхностей и поверхностного слоя на износостойкость при трении скольжения без смазки. Износостойкость увеличивается за счет получения необходимых параметров обработанной поверхности и упрочненного слоя (толщина слоя и его микротвердость, шероховатость, знак и величина остаточных напряжений). Показано, что фрикционное упрочнение с использованием инструмента с наклонными направленными в разные стороны пазами существенно повышает толщину упрочненного слоя, улучшает качество обработанной поверхности, снижается значение составляющих силы взаимодействия в зоне контакту инструмент-деталь, что в приводит к снижению енергоемкости процеса, а также повышает долговечность при испытаниях на изнашивание. Разработаны и приняты к внедрению в производство технологические процессы фрикционного упрочнения деталей машин и технологической оснастки. Представлены рекомендации по использованию технологии поверхностного упрочнения, а также результаты стендовых испытаний изделий после упрочнения.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://ena.lp.edu.ua:8080/handle/ntb/6034
Тип вмісту : Autoreferat
Розташовується у зібраннях:Автореферати та дисертаційні роботи

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
avt_Гурей.doc1,25 MBMicrosoft WordПереглянути/відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.